Официальный сайт депутата Государственной Думы ФС РФ
 
Памяти пассажиров рейса 9268
Личный дневник
02.11.2015 13:28
Если наши партнеры не хотят или не могут обеспечить безопасность наших граждан, так, как это требуется нам, мы должны решить вопрос сами.
Если наши партнеры не хотят или не могут обеспечить безопасность наших граждан, так, как это требуется нам, мы должны решить вопрос сами.

Когда гибнут сотни людей, все слова соболезнования кажутся банальными. Их неловко произносить – скорбь постороннего человека, даже самая искренняя, не может сравниться с горем и шоком тех, кто потерял родителей, детей, внуков, близких друзей. Хочется просто помолчать, мысленно преклонив голову в память всех, кто погиб в небе над Синаем. 224 жизни, 17 погибших детей – слишком трагичный груз. Неточности, неверные интонации, легковесные слова и выводы рядом с ним просто недопустимы.

К сожалению, эта простая истина оказалась недоступна для ряда СМИ, сделавших из трагедии рейтинговое шоу в режиме реального времени.

Самое мучительное в любой катастрофе – это неизвестность. В аэропорту Пулково рейс ждали десятки встречающих. Тысячи друзей, родных, близких ловили надежду между строк новостей. СМИ устроили для них «адские качели» – настоящую пытку непроверенной, противоречивой и даже взаимоисключающей информацией.

Рейс 9268 то погиб, то продолжал полет в сторону Турции, то шел на аварийную посадку с неисправной радиостанцией. Когда стало ясно, что надежды нет, шоу превратилось в фарс на крови. В ход пошли фотографии  пассажиров рейса 9268, сделанные накануне вылета и выловленные из социальных сетей. Комментарии журналистов звучали сочувственно, на самом деле искреннего сочувствия не было ни на грош.

Тот, кто чувствует чужое горе, стремиться его уменьшить. Пресса же, кажется, сделала все возможное, чтобы растравить боль родных и близких до порога комы. Для каждого нормального человека этот фото-отчет по погибшим не говорил, а кричал: «Смотрите, еще с утра они были живы! Их больше нет! Завтра это может случиться с вашими семьями!». Надо ли говорить, каким мрачным эхом этот журналистский «креатив» отзывался в сердцах граждан, чьи родственники сейчас находятся за рубежом и будут возвращаться в страну авиатранспортом?

Плести информационную интригу на чужом горе, зарабатывать рейтинг на обломках катастрофы – преступление, сродни мародерству. Свобода прессы не может служить оправданием для «медийного воронья». Однако, ответственность журналистов за распространение непроверенной информации, за неэтичное освещение ситуации, связанной с  гибели людей – самое меньшее, над чем стоит задуматься в связи с гибелью рейса 9268.

Намного опаснее, что иностранные аэропорты для нас – сплошная «terra incognita» даже в местах массового отдыха россиян. Мы не знаем, насколько тщательно проводится досмотр пассажиров и багажа, кто и что проникает на борт. Мы не знаем, каким топливом заправляют самолеты российских авиакомпаний. Мы не знаем, кто и как проводит обязательные предполетные проверки наших самолетов. Мы не знаем, как перед вылетом отдыхают пилоты и успевают ли они восстановиться после предыдущего рейса.

Вопросов много, они возникают не в первый раз. Ответов, документов, экспертиз, которым мы могли бы верить на 100% – нет. Расследование катастрофы рейса MH-17 над Украиной показало, что  любой «ответ с той стороны», может быть, как минимум, составлен не беспристрастно. Как максимум – сфальсифицирован в угоду интересам зарубежных партнеров.

Россия уже заплатила за это «неведение» дорогой ценой. Наступает время снять все неопределенности. Если наши партнеры не хотят или не могут обеспечить безопасность наших граждан, так, как это требуется нам, мы должны решить вопрос сами. Особенно в тех странах, где россияне бывают постоянно и составляют почти 100% пассажиров российских рейсов; где за счет наших граждан выстроена туристическая индустрия и зарабатываются немалые деньги.

Мы вправе потребовать от наших зарубежных коллег постоянного допуска российских специалистов для контроля над подготовкой рейсов в Россию, включая досмотр пассажиров и багажа, охрану и техническую проверку лайнеров.

Мы вправе не полагаться на подлинность записей переговоров с диспетчерами, на сохранность «черных ящиков», на добросовестность экспертов, которые интерпретируют информацию бортовых самописцев. Мы вправе получать всю информацию о наших рейсах непрерывно и постоянно, от взлета в России и до посадки в России, как ЦУП получает полную телеметрию с орбитальной станции, со спутников и ракет. Это – требование безопасности, адаптация такой системы для авиации будет стоить несопоставимо дешевле жизней, которые она сохранит.

Мы не можем относиться к трагедии над Синаем, как к неизбежной «статистике», как к еще одному происшествию в ряду уже ставших заурядными авиакатастроф. Мы должны жить в режиме «сигнала тревоги» и привлекать лучших экспертов к ее расследованию, к  выработке новых предложений по безопасности полетов.

Мы обязаны сделать все, чтобы трагедия  рейса 9268 больше не повторилась.