Официальный сайт депутата Государственной Думы ФС РФ
 
Андрей Луговой: необходим комплекс мер безопасности на железной дороге
Новости
15.06.2016 17:25
Важно объединить усилия правоохранительных органов в направлении обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров.
Важно объединить усилия правоохранительных органов в направлении обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров.

Обеспечить безопасность на железнодорожном транспорте невозможно на основе отдельных законодательных или организационных решений. Необходима консолидация усилий правоохранительных органов и субъектов транспортной безопасности, – сообщил заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой в ходе заседания круглого стола по проблеме обеспечения безопасности жизни на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

По его словам, наряду с заметным развитием транспортной инфраструктуры России состояние защищенности пассажиров по-прежнему остается неудовлетворительным. Основной причиной является неспособность правоохранительных органов своевременно пресекать преступления и правонарушения на транспорте. В первую очередь, это касается хулиганства, злоупотребления спиртными напитками в общественных местах, зацепинга и руфинга.

Гибель и травмы

«Так, в 2015 году на железной дороге травмы получили 255 подростков, из них 114 – погибли. Большинство из них – это зацеперы, руфрайдеры, трэйнрайдеры, электричкеры, вдальрайдингеры, трейнсерфингеры и другие», – сообщил Андрей Луговой, отметив при этом минимальный размер административного штрафа за данное правонарушение. По данным МВД России, подавляющее число трагических случаев приходится на зону Московской железной дороги.

«Хочу подчеркнуть, что в стремлении ужесточить ответственность за зацепинг мы не единственные. Санкции за зацепинг установлены в Австралии, США и Индонезии. И как следствие, уровень подросткового травматизма, связанного с запингом, в этих странах постепенно и неуклонно снижается», – сообщил парламентарий.

Недостаточная ответственность

Его слова подтверждает и профессор МГИМО, доктор юридических наук Элина Сидоренко. «В европейских странах, например в Соединенном Королевстве, проезд снаружи поездов наряду с проходом по путям в неустановленных местах может расцениваться как проникновение в техническую зону железнодорожного транспорта», – сообщила Элина Сидоренко. По ее данным, за данное правонарушение предусмотрен штраф в размере 1 тыс. фунтов стерлингов. В США проезд на подножках и крышах любого железнодорожного транспорта наказывается более суровыми санкциями – штрафом и тюремным заключением на срок до 30 дней.

Представители Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета России, РЖД и Центральной пригородной пассажирской компании единогласно высказали мнение о необходимости принятия комплекса мер, в числе которых изменение административного законодательства, блокировка сайтов и форумов зацеперов в соцсетях, введение образовательных программ в средней школе.

Изменения в законодательство

А для этого недостаточно внесения изменений в административное законодательство. Важно объединить усилия правоохранительных органов в направлении обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров, в том числе через принятие ряда важнейших организационных решений, связанных с увеличением численности сотрудников правоохранительных органов на железнодорожном транспорте, постоянным патрулированием железнодорожных станций, предупреждением безбилетного проезда и др.

На проблеме безбилетного проезда хотелось бы остановиться особо. Ни для кого не секрет, что большинство правонарушений на транспорте совершается именно безбилетниками. Однако правоохранительные органы не реагируют на попытки отдельных лиц проникнуть в вагон в обход кассы, справедливо ссылаясь на то, что безбилетный проезд в пригородных поездах, поездах местного и дальнего сообщения не является административным правонарушением.

Возврат к административной ответственности безбилетников

Установление гражданско-правовых штрафов за безбилетный проезд в поездах дальнего следования и пригородного сообщения не привело к заметному росту прибыли пассажирских компаний, а лишь затруднило процесс идентификации безбилетных пассажиров и увеличило количество преступлений и правонарушений на транспорте.

Одним из возможных решений данной проблемы является возврат к прежней практике административной ответственности за безбилетный проезд.

В настоящее время в нормами административного права  запрещен безбилетный проезд на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщении (п. 3  ч. 1 ст. 11.18 КоАП РФ), на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий (п. 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП РФ), на судне воздушного транспорта (ч. 2 ст. 11.18 КоАП РФ), в автобусе междугородного сообщения (ч. 3 ст. 11.18 КоАП РФ), но нет административной ответственности за безбилетный проезд в железнодорожном транспорте, хотя он сопряжен с не меньшими, а в ряде случаев, и с большими рисками совершения правонарушений и преступлений.

Кроме того, в современном праве складывается парадоксальная ситуация: ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за провоз (в том числе и на железнодорожном транспорте) без билета детей, но нет ответственности за безбилетный проезд взрослого лица,  сопровождающего ребенка.

И главное –  возврат административной ответственности за безбилетный проезд в пригородном железнодорожном транспорте позволит вернуть в лоно административного штрафа сам безбилетный проезд как вид правонарушения, что, свою очередь, позволит использовать весь потенциал  правоохранительных органов для предупреждения такого рода деяний.

“Обобщая изложенное, хочу подчеркнуть, что мною и моими коллегами был разработан пакет изменений в административное законодательство, призванных разрешить обозначенные выше проблемы. Этот проект является рамочным и открыт для обсуждения. Очень надеюсь, что в рамках дискуссии мы сможем выработать ряд важных решений, которые смогут позитивно повлиять на уровень безопасности пассажиров” – резюмировал депутат.